• Ассоциация Экологов-Аудиторов «Экологическая аудиторская палата Липецкой области»
Информация и аналитика

Информация и аналитика

04.02.2019

Значение экологического аудита при внедрении систем управления окружающей средой (СУОС) на предприятии

Баланс экологии и экономики - главная цель устойчивого развития современного общества.

Экологический фактор стал определяющим в жизни общества и, по мнению ученых, объединение человечества произойдет именно на экологической платформе.

Достижение баланса «экология-экономика» определяется эффективно работающими систе­мами управления окружающей средой - системами экологического менеджмента - СЭМ (управления) на предприятиях и в организациях, в городах, регионах, странах.

Главным инструментом в создании СЭМ (СУОС) на предприятиях является процедура эко­логического аудита.

Экологический аудит (environmental audit) - систематический документально оформ­ленный процесс проверки объективно получаемых и оцениваемых аудиторских данных для опре­деления соответствия (или несоответствия) критериям аудита определенных видов экологической деятельности (событий, условий, систем административного управления или информации об этих объектах) а также сообщения клиенту (заказчику) результатов, полученных в результате этого процесса.

Экологический аудит включается и систему мер по обеспечению экологической (а значит и технологической) безопасности.

Для интенсивно развивающейся Липецкой области, эффективно работающие СЭМ, создан­ные по результатам проведения экологического аудита - путь к восстановлению и стабилизации экологических параметров региона.

Стало очевидным, что для сохранения своего положения в бизнесе предприятиям, предпри­нимателям следует учитывать экологические требования.

Это особенно важно для использования новых возможностей бизнеса, успешной конкурен­ции с другими предприятиями, учитывающими экологические факторы, и удовлетворения расту­щих экологических ожиданий внешних заинтересованных сторон (администраций, общественно­сти, населения и др.).

Большая роль в развитии методов экологического менеджмента и экологического аудита принадлежит органам государственного управления, которые должны всячески содействовать развитию данных инструментов управления окружающей средой и стимулировать их.

Система экологического менеджмента (или СУОС) - это часть общей системы управления предприятием, включающей: организационную структуру, планирование, распределение ответ­ственности, практические методы, процедуры, процессы и ресурсы, необходимые для разработки, внедрения, реализации экологической политики.

Принимая решение в пользу разработки и внедрения такой системы, руководители исходят как из ее преимуществ с финансовой точки зрения (экономия ресурсов и средств, повышение эффективности производства, развитие потенциальных возможностей на рынках), так и рисков, связанных с неадекватным отношением заинтересованных сторон к экологическим аспек­там работы предприятия.

Экологический менеджмент - это системный подход к решению экологических проблем в повседневной деятельности предприятий и в стратегии их бизнеса.

С этой точки зрения можно выделить ряд важнейших для предприятия факторов, справляться с которыми позволяют системы экологического менеджмента, созданные по результатам экоаудита:

Законодательство и контроль его соблюдения. Органы государственного управления всех уровней усиливают контроль промышленной и хозяйственной деятельности и увеличивают санкции за нарушение («Юридические нормы "позеленели"). За нарушение требований разре­шений и нормативных актов, в первую очередь в тех случаях, когда эти требования касаются си­туаций, связанных с повышенным риском для здоровья людей или долговременным ущербом окружающей природной среде, вводятся новые, все более серьезные административные и уголов­ные наказания. К предприятиям предъявляются требования ведения мониторинга, необходимого для подтверждения того, что они соблюдают условия выданных разрешений и требования соот­ветствующих нормативных актов. Власти могут усилить контроль, менее охотно идти на ком­промиссы с предприятиями, у которых есть проблемы с выполнением условий разрешений и со­блюдением нормативных требований. В некоторых случаях предприятиям приходится переносить свои производственные объекты в другое место или и идти на очень существенные капиталовло­жения в новое природоохранное оборудование. В качестве примера можно привести предприя­тия, размещаемые в ОЭЗ различного уровня на территории Липецкой области - затраты на решение экологических задач, обеспечение стабильных экологических показателей значи­тельны и просчитываются уже на стадии проектирования. За реабилитацию загрязнения от существующих предприятий законодательство вынуждает платить, вкладывать дополнительные средства в меры социальной защиты, техперевооружение с учетом современных экологических ограничений.

Внимание заинтересованных сторон, информированность, имидж, репутация: От

предприятий ожидается, что они будут вести себя как добропорядочные граждане, с растущим уровнем внимания к решению экологических проблем. Сложилось мнение, что предприятие, не уделяющее должного внимания природоохранной деятельности, не в состоянии производить вы­сококачественную продукцию. Финансовые институты и страховые компании, уделяют все боль­шее внимание результативности природоохранной деятельности предприятия в процессе общей его оценки. Важным "клиентом" любого предприятия является население той местности, где оно расположено. Сегодня наиболее успешные промышленные компании придерживаются той точки зрения, что они "должны заработать " право вести свою деятельность в данном рай­оне в глазах местного населения. Такие предприятия устанавливают высокую планку экологиче­ских стандартов для своих конкурентов.

Предприятия, которые игнорируют озабоченность местного населения проблемами загрязне­ния, иногда обнаруживают, что не только их заявки на получение разрешений, но и сами входы на их территорию оказываются заблокированными протестующей общественностью. Экстремальным примером такого рода является реальный случай, происшедший в Таиланде, когда толпа, возму­щенная загрязнением источника питьевой воды, ворвалась на фабрику, виновную в этой аварии, и сожгла ее дотла. Однако обычно такое противостояние приводит к дорогостоящим задержкам в получении разрешений на освоение территории и строительство и к трудностям во взаимоотноше­ниях с природоохранными органами. Споры по поводу экологической ситуации вокруг предприя­тия могут не только повредить его репутации, но и отвлечь внимание руководителей и работников от выполнения своих обязанностей. Аналогичные ситуации возможны и в нашем регионе с высо­ким уровнем техногенной нагрузки. Как пример - вопросы общественности к экологическим параметрам работы предприятий, размещаемых в ОЭЗ Федерального уровня «Липецк», реги­ональных ОЭЗ промышленно-производственного и промышленно-сельскохозяйственного назначений («Чаплыгин», «Лев-Толстой», «Тербуны»), экологическим параметрам действую­щих и планируемых предприятий в создаваемых ОЭЗ туристско-рекреационного назначений.

Экологический аудит, опережающий размещение производительных сил и производств, внедрение программ развития территорий, позволил бы в значительной мере решить возникшие экологические проблемы и предотвратить негативные экологические последствия непроду­манного планирования.

В глазах общественного мнения "чистые" предприятия рассматриваются как добрые соседи, заслуживающие доверие властей, потребителей, общественности. По мере повышения результа­тивности природоохранной деятельности предприятие может рекламировать свои успехи, эколо­гическую политику, что укрепляет его репутацию.

Другие предприятия рекламируют вторичное использование материалов или применение экологически более чистых технологий, третьи выпускают продукцию, при производстве которой используются вторичные или биологически разрушающиеся материалы, или удовлетворяют по­желания потребителей относительно уменьшения объемов опасных отходов и рекламируют свои продукты как "зеленые".

Конкурентоспособность: Не уделяя должного внимания экологическим проблемам, пред­приятие рискует потерять позиции в конкурентной борьбе на внутренних внешних рынках. Пред­приятие, не учитывающее экологические факторы, может выпускать низкокачественную продук­цию, отвергаемую потребителями. Предприятия с серьезным грузом экологических проблем по­просту могут оказаться выброшенными из современного бизнеса. Культура "зеленого потребле­ния" является сегодня существенной рыночной силой. Владелец или руководитель предприятия должен уделять самое серьезное внимание экологическому менеджменту хотя бы потому, что низ­кая результативность природоохранной деятельности существенно уменьшит ценность работы и подорвет конкурентоспособность предприятия. К настоящему времени сформировалась постоянно развивающаяся сеть национальных и международных стандартов и требований, соответствие ко­торым должны обеспечивать предприятия. Вполне реально, что в самом ближайшем будущем предприятия не смогут экспортировать продукцию, которая будет признана опасной для окружа­ющей среды. Во многих отраслях промышленности прилагаются существенные усилия по сокра­щению выбросов, сбросов и размещения загрязняющих веществ, например, постоянно расширяет­ся список видов продукции отходов, обращение с которыми регулируется специальным законода­тельством. Принимается законодательство, стимулирующее проведение экологического аудита, совершенствование используемых технологий. ВТО уделяет растущее внимание экологическим аспектам в развитии международной торговли по мере того, как экологические стандарты и учет экологических аспектов начинают носить характер общепринятой практики деловых международ­ных отношений. Экологическое законодательство все в большей степени гармонизируется по все­му миру. В самом ближайшем будущем деятельность предприятий по всему миру будет регулиро­ваться рядом новых международных конвенций в области охраны окружающей среды.

Финансы: Предприятия, которым удается с помощью экоаудита найти эффективные спо­собы сокращения загрязнения (стремление к экотехнологиям) могут обеспечить существенную экономию финансовых затрат и, таким образом, повысить свою конкурентоспособность. Такое поведение предприятий часто поддерживается с помощью экономических стимулов, в частности налогами и платежами за выбросы, сбросы и размещение отходов. Экологический риск может быть связан с уровнем загрязнения продукции, неприемлемым для потребителей, травматизмом или заболеваниями рабочих или местного населения. Новые возможности, которые открывает перед предприятиями экологический аудит и системы экологического менеджмента, могут за­ключаться, например, в сокращении потребления энергии и, тем самым, производственных издер­жек, в снижении загрязнения или в переработке отходов, или же в продаже продукции на рынках, которые характеризуются высокими экологическими требованиями. В качестве примера может служить компания "ЗМКорпорейшен". Объем экономии, получаемой в результате реализации про­граммы "Предотвращение загрязнения - прибыльное дело", превышает 1 млн. долл, в год. СЭМ - это ряд планируемых и скоординированных управленческих действий, процедур, документов и регистров информации в рамках специальной структуры со своими функциями, отчетностью и ре­сурсами, направленных на предупреждение отрицательного воздействия на состояние окружаю­щей среды, а также на содействие проведению мероприятий по сохранению или повышению каче­ства окружающей среды.

Система экологического менеджмента строится по известному из управления качеством принципу: "Планируй, делай, проверяй, улучшай" (так называемый "цикл Деминга").

В процессе проведения экоаудитов на предприятиях России, установлено, что сложилось три подхода предприятий к управлению природоохранной деятельностью:

  • Никаких действий. Эти предприятия не обращают внимания на экологические возможно­сти и угрозы до тех пор, пока не становится слишком поздно.
  • Реактивный подход. Руководство ожидает, пока кто-то вне предприятия определит подхо­ды и правила решения тех или иных вопросов, прежде чем предприятие предпримет реальные ша­ги по их решению на своем уровне. Такие предприятия могут получить какой-то выигрыш на не­продолжительное время, но они никогда не смогут уверенно решать проблемы и оказываются сла­боподготовленными.
  • Упреждающий подход. Предприятия постоянно отслеживают экологические вопросы и формулируют подходы к решению возникающих проблем до того, как они приобретут критиче­ский характер. Модель Деминга ориентирует именно на третий- упреждающий, превентивный подход: дешевле предупредить возникновение проблемы, чем бороться с ее отрицательными след­ствиями.

Цель СЭМ. Анализ результативности природоохранной деятельности и экологический аудит являются весьма ценными инструментами управления способствующими созданию систем управления, направленных на обеспечение эффективного достижения предприятием опреде­ленных им самим экологических целей и задач.

Для всех СЭМ характерен набор основных элементов: экологическая политика, программа действий по охране окружающей среды, организационная структура, интеграция вопросов эколо­гического менеджмента во все аспекты повседневной деятельности предприятия, экологические процедуры.

Как разрабатывать СЭМ: Модель Деминга для управления качеством, использованная в международной серии стандартов ISO 9000, является основой для подавляющего большинства си­стем экологического менеджмента:

фаза планирования - определяются общие цели и задачи предприятия, а также разрабаты­ваются методы их достижения.

фаза действий - реализуется принятый план и согласованные меры по достижению целей предприятия.

фаза оценки - меры, предпринятые в соответствии с планом, проверяются с точки зрения их технической и экономической эффективности, полученные результаты сравниваются с запла­нированными.

фаза корректирующих действий - выявляются и устраняются любые возможные ошибки или недостатки, после чего план может быть пересмотрен и адаптирован к изменившимся услови­ям, а процедуры усилены или переработаны.

С чего начать? С проведения экологического аудита. Для того чтобы уточнить представ­ления о том, каким образом сформировать заинтересованность высших руководителей и других работников предприятия, что является первым шагом на пути внедрения СЭМ, важно иметь от­веты на целый ряд вопросов:

  • Кто имеет полномочия по формулированию политики предприятия?
  • Кто несет ответственность за вопросы охраны окружающей среды на предприятии?
  • Кто из руководителей непосредственно связан с вопросами охраны окружающей среды?
  • Какие наиболее серьезные экологические проблемы на предприятии, как это может отра­зиться на его деловых операциях?
  • Каковы слабые места предприятия с точки зрения необходимости решения этих проблем?
  • Какие аргументы могут быть предложены руководству в пользу выгодности использова­ния превентивной системы экологического менеджмента, и во что это обойдется, если предприя­тие по-прежнему будет работать без такой системы?
  • Какие аргументы в пользу более совершенного управления охраной окружающей среды могут быть предложены работникам предприятия?
  • Что необходимо сделать для повышения информированности руководства и работников предприятия в этих вопросах, прежде чем они смогут осознать необходимость внедрения СЭМ?
  • Кого можно привлечь себе в помощь? Кто способен придать дополнительную убедитель­ность используемым аргументам?
  • Какая информация понадобится, чтобы начать эту работу? Чтобы выполнить намеченный план, какие ресурсы потребуются, чтобы начать эту работу? Чтобы выполнить намеченный план?

Ответы на данные и другие вопросы появляются в процессе проведения экоаудита и по его результатам - они будут основой будущей СЭМ.

СЭМ должна быть интегрирована с системами охраны труда, техники безопасности и управления качеством, другими производственно-хозяйственными параметрами предприя­тия.

Управлять системой охраны окружающей среды на предприятии нужно учиться и делать это профессионально.

В заключении следует сказать следующее:

Основные положения экоаудита в Российской Федерации определяют его как предприни­мательскую деятельность.

Правовые аспекты взаимодействия участников этой деятельности, в том числе экоаудито­ров и экоаудиторских организаций, регулируются ГК РФ.

Кроме этого, экоаудит может быть назначен Управлением по экологическому, технологи­ческому и атомному надзору, другими контролирующими природоохранную деятельность орга­нами надзора, в случае выявления производственных объектов, строящихся либо построенных без заключения государственной экологической экспертизы.

Проведение экоаудита объектов, введенных в эксплуатацию без положительного заключе­ния ГЭЭ, обязывает государственных инспекторов принимать решение о назначении обязательно­го экоаудита указанных объектов с последующим направлением заключения по результатам эко­аудита в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области экоконтроля.

Отрицательное экоаудиторское заключение является основанием для принятия решения о приостановке строительства и прекращении хозяйственной и иной деятельности.

Таким образом, экологический аудит является реальным действенным механизмом, направленным на достижение баланса «экология-экономика», подготовку предприятий к вступлению в ВТО, оздоровление всех компонентов окружающей среды и может быть эф­фективным инструментом для государственных органов надзора и контроля в сфере эколо­гической безопасности.

 

Наши услуги

Если вы хотите воспользоваться услугами Палаты, Вы сможете позвонить по телефону где вас подробно проконсультируют:

Отправить запрос: