• Ассоциация Экологов-Аудиторов «Экологическая аудиторская палата Липецкой области»
Информация и аналитика

Информация и аналитика

04.02.2019

Специальная экологическая подготовка, как элемент обеспечения экологической безопасности

Л. Моргунова

директор НОУ ДПО «РОСЭКООБРАЗОВАНИЕ», аудитор-эколог, почетный работник охраны природы

17-18 сентября 2015г руководитель образовательного подразделения ООО "РОСЭКОПРОЕКТ" НОУ ДПО «РОСЭКООБРАЗОВАНИЕ» Любовь Моргунова но приглашению Минприроды Республики Крым участвовала в практическом семинаре "Развитие экологического образования, просвещения и формирование экологической культуры населения", который проведен в с. Береговое Бахчисарайского района на базе учебно-научного центра «Экопарк» Минприроды РК. Отмечено, что экологическое образование - основа для решения как производственных природоохранных задач, так и фундамент развития экологической культуры и грамотности населения. Л. Моргунова выступила с докладом, представив участникам опыт развития экообразования в Липецкой области, как в плане профподготовки и повышения квалификации специалистов предприятий, как и реализации экологических, социально значимых проектов для различных групп населения. На мероприятии объемно представлена Программа "Вода России" и возможности реализации ее на полуострове (от СМИ информацию дал известный журналист телеканала "Россия 24" Роман Плюсов. Эти темы для крымчан важны, учитывая сложный переходный период адаптации законодательств и уникальность полуострова, как природно-климатической здравницы. На сессии вопросов и ответов приглашенные регионы РФ (Липецк, Уфа, Санкт-Петербург, Москва и др.) провели экологические уроки и тренинги для образовательных учреждений Крыма.

На различных экологических форумах и площадках, в том числе международных, признано, что основа экологического неблагополучия - низкий уровень экологической культуры, грамотности, просвещенности, недостаточное осознание негативных экологических последствий лицами, принимающими решения.

Современные экологические проблемы серьезны и порождают цепную реакцию взаимосвязанных угроз: экономических, ресурсных, демографических, медицинских, социальных, политических, правовых. Невозможно с достаточной эффективностью улучшить Природу, не вооружив тех, кто этим призван заниматься по службе, четкими и достаточными знаниями как это делать и не обеспечивая население объективной, правдивой информацией о состоянии среды обитания.

Т.е. выход из экологического кризиса («жить, а не выживать!») возможен только через экологическое образование. Считаю, что это - аксиома. Отсутствие базовых экологических знаний, профессиональной кадровой основы и прозрачного законодательства в сфере охраны окружающей среды, соответствующего требованиям времени и интересам общества, опыта в рационализации природопользования, чревато разрушением оставшейся части экологической платформы России в целом.

Экономическая составляющая (получение сиюминутной выгоды и быстрой прибыли) стала доминантой в хозяйственной деятельности. В таких условиях специальную экологическую подготовку, умение управлять безопасностью и рисками должны иметь и лица, принимающие ответственные управленческие и технические решения, их советники, менеджеры, рядовые исполнители. В противном случае нас ждут новые Чернобыли, Маяки, техногенные аварии, катастрофы, климатические катаклизмы, экологически обусловленные и хронические заболевания, изменения на генном, клеточном уровне, непредвиденные ЧС. Причем человеческому фактору (неготовность решать экологические задачи, несоответствие уровня знаний современному периоду, потребительское использование естественного экологического потенциала и т.д.) отводится при этом ведущая роль.

В качестве положительного примера, опыта организации и практического внедрения систем экопросвещения и курсов специальной профессиональной экологической подготовки можно привести опыт НОУ ДПО «РОСЭКООБРАЗОВАНИЕ». В течение 3-х лет в образовательном учреждении дополнительного профессионального образования в работе различных обучающих площадок (курсы, семинары, тренинги, лекции, круглые столы для различных групп - от управленцев до домохозяек) приняли участие около 400 человек, более 700 специалистов предприятий и организаций получили соответствующие свидетельства и удостоверения о повышении квалификации в области экологии.

Справочно-методические пособия, буклеты, листовки, разработанные профильными специалистами и профессиональными экологами, аудиторами, специальные учебные пособия, издания, применяемые принципы организационно-функционального построения системы обучения, постоянно действующий консультативно-информационный центр, совершенствование и сочетание теоретического материала и практических занятий, с учетом требований времени и пожеланий слушателей, позволяютучастникам образовательных площадок оперативно ориентироваться в сфере экологии, природопользования, обращения с отходами и других направлениях охраны среды обитания, в том числе на бытовом уровне.

Следует подчеркнуть, что определяющим фактором качественной экологической подготовки при организации образовательных площадок, явилось формирование коллектива преподавателей и лекторов, с практическим опытом, блестящей теоретической подготовкой (полученной, в том числе и в ведущих НИИ России, экологических аудиторских центрах, в процессе зарубежных поездок), их экологической ориентированности, умения доступно изложить материал, увязать теорию с практикой и знаний проблем региона. Вот некоторые данные анкетирования (письменного опроса участников образовательных мероприятий, проводимого нами в рамках самоконтроля:

(диаграммы)

Комплекс экологических и сопутствующих им проблем, задач, вопросов, которые рассматриваются на образовательных площадках требуют неординарных и неотложных мер по жесткому ограничению бесконтрольного, неуправляемого природопользования и варварского хозяйствования. Только жесткие ограничения в потреблении природных ресурсов, экологизация производств, мировоззрения людей, ограничение использования естественных природных богатств и развитие структур по использованию и переработке вторичного сырья, запрет на применение технологий, оборудования, транспортных средств, удельные показатели выбросов, сбросов, объемы образующихся отходов которых превышают значения достигнутые в странах с «зеленой экономикой», позволят существенно повлиять на экологическую ситуацию, как в регионе, так и в России в целом. И этот передовой зарубежный и отечественный опыт также анализируется и обобщается в процессе обучения с приведением конкретных примеров и эффективности тех или иных мероприятий по охране окружающей среды, оценке воздействия на компоненты среды обитания при осуществляемой и планируемой (проектируемой) деятельности.

Полученные знания и базовая подготовка призваны обеспечить умение специалистов пользоваться и владеть нормативно-правовыми, методическими, законодательными документами в сфере экологии и безопасности жизнедеятельности, создавать системы управления окружающей средой (в том числе управления отходами, ресурсами) на конкретных предприятиях, обосновывать внедрение наилучших технологий, разрабатывать технологические инструкции и стандарты предприятия, грамотно вести экологическую документацию, внутренний экоаудит. Знания позволяют рационализировать и сократить расходы на экологию, в том числе значительно минимизировать штрафы контролирующих структур. Это подтверждено опытом.

Конечно, не все так просто и гладко. Любое обучение - сложный процесс и требует полной отдачи от преподавателя. А обучение по экологии, состояние которой затрагивает интересы всего общества - сверх сложная задача. Формирование экологического мировоззрения у взрослых людей с устоявшимся менталитетом, в условиях изобилия, вседозволенности и сверх потребления по отношению не только к личной жизни, но и к окружающей среде («взять и попользоваться сейчас, а после нас - хоть потоп») процесс сложный. Вложить в головы массу информации, тяжелый багаж накопившихся экологических проблем - не самоцель в обучении. Главное - указать путь, направление по которому следует идти для достижения должного эффекта и результата. И если бы это было в моей власти, то я бы ввела закон, позволяющий не выдавать гражданину РФ паспорт, пока он не пройдет инструктаж, обучение - как обеспечить экологическую безопасность своей жизни и деятельности в современном мире. Думаю, это неизбежно и такое время наступит.

Экологически образованные люди, в конечном итоге, смогут обеспечить себе Конституционное право на благоприятную окружающую среду, защитить свое здоровье, свой дом, рабочее место, город, природу от управленческого и хозяйственного беспредела, будут стремиться систематически и целенаправленно проводить эффективную экологическую политику на производстве, уметь вести здоровый образ жизни (начиная с выбора продуктов питания, заканчивая грамотным пользованием естественными природными ресурсами - рекой, морем, лесом, водой и др.), коллективно воссоздавая безопасную, благоприятную среду обитания.

15 сентября 2015г главный специалист отдела обращения с отходами РОСЭКОПРОЕКТа Константин Чернышов представлял организацию на втором межрегиональном круглом столе "Индустрия отходов: государство, бизнес, общество” по координации взаимодействия федеральных органов власти и субъектов РФ в области обращения с отходами. Круглый стол на актуальную тему, интересующую как бизнес, так и общество - управление о пиходами состоялся в правительстве г. Москвы с участием Минприроды РФ, ФС

Роспироднадзора, Минпромторга РФ, департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы, отраслевых и профильных организаций в сфере обращения с отходами. Основной акцент: создание ресурсоэффективных территорий на основе грамотных территориальных схем обращения с отходами, которые должны реализовываться региональными операторами, отобранными на конкурсной основе. Для реализации эффективной системы управления потоками отходов, необходимо четкое и прозрачное природоохранное законодательство и подзаконные акты, обеспечивающие его реализацию. Обсуждались и проблемы, которые существуют на сегодняшний день: порядок лицензирования деятельности в сфере обращения с отходами, несовершенства ФККО (классификатора отходов) и регламентов рассмотрения документации по паспортизации отходов в согласовательных органах. Для ООО "РОСЭКОПРОЕКТ", занимающегося разработкой и сопровождением различной нормативно-технической документации по отходам, данные вопросы, а также представленные наилучшие мусороперерабатывающие технологии (BIO Energy Holding, WEHRLE Umwelt GmbH, Еермания, ГК ЭКОМТЕХ, Москва; TOMRA Sorting Solutions в СНГ, Германия), являются приоритетными и востребованными для изучения. Подобные дискуссионные площадки решено продолжить по мере подготовки Минприроды соответствующих подзаконных актов, на основании которых системы управления отходами будут внедряться в регионах.

Много вопросов и наибольшую озабоченность у предпринимателей вызывают вопросы лицензирования деятельности в сфере обращения с отходами.

На конкретных примерах рассмотрены проблемы отсутствия лицензированных полигонов в регионах, на примере Сахалинской, Амурской областей, Хабаровского края. Трудность заключается в том, что на сегодняшний день по экономическим причинам, по причинам географического расположения (отдаленные районы Сибири и севера), некоторым предприятиям, эксплуатирующим полигоны, невозможно получить разрешительную документацию на осуществление деятельности по захоронению отходов. Не говоря уже о том, чтобы внести полигон в ГРОРО.

На что представитель власти просто напомнил о подзаконных актах с перечислением глав и статей, требующих иметь данные лицензии. Также не забыл упомянуть об ответственности юридических лиц при несоблюдении законодательства. То есть решать проблемы на местах, рассматривать каждый случай отдельно государственные органы не торопятся. А предприятия, осуществляющие деятельность по обращению с отходами (в данном случае захоронение) вынуждены идти на нарушение закона. И сколь долго это продлиться - неизвестно.

Озвучивались проблемы транспортировки отходов, образующихся на предприятиях. Так, согласно действующему законодательству, предприятия обязаны размещать образуемые отходы только на лицензированных полигонах, включенных в ГРОРО. Однако, как уже упоминалось выше, в некоторых областях (в т. ч. и в Липецкой области) не все полигоны получили всю необходимую разрешительную документацию. Из этого следует сделать вывод, что предприятия, осуществляющие деятельность в одном районе области, вынуждено транспортировать свои отходы в другие районы на "правильные" полигоны, расстояние до которых зачастую составляет несколько сотен километров. Пи озвучивании данной проблемы на круглом столе представители власти предложили всерьез подумать об использовании вертолетной техники для транспортировки отходов. Абсурд налицо.

Такое ощущение, что органы власти, занятые регулированием деятельности в сфере обращения с отходами, пытаются напомнить о значимости законов (что бесспорно), о грозящей ответственности за несоблюдение данных законов, но никоим образом не способствовать разрешению проблем, существующих в каждом регионе нашей огромной страны.

 

Наши услуги

Если вы хотите воспользоваться услугами Палаты, Вы сможете позвонить по телефону где вас подробно проконсультируют:

Отправить запрос: