- Организация обучения аудиторов-экологов
- Организация аттестации аудиторов-экологов
- Экологический аудит
- Экологический менеджмент
Если вы хотите воспользоваться услугами Палаты, Вы сможете позвонить по телефону где вас подробно проконсультируют:
Баланс экологии и экономики - главная цель устойчивого развития современного общества.
Экологический фактор стал определяющим в жизни общества и, по мнению ученых, объединение человечества произойдет именно на экологической платформе.
Достижение баланса «экология-экономика» определяется эффективно работающими системами управления окружающей средой - системами экологического менеджмента - СЭМ (управления) на предприятиях и в организациях, в городах, регионах, странах.
Главным инструментом в создании СЭМ (СУОС) на предприятиях является процедура экологического аудита.
Экологический аудит (environmental audit) - систематический документально оформленный процесс проверки объективно получаемых и оцениваемых аудиторских данных для определения соответствия (или несоответствия) критериям аудита определенных видов экологической деятельности (событий, условий, систем административного управления или информации об этих объектах) а также сообщения клиенту (заказчику) результатов, полученных в результате этого процесса.
Экологический аудит включается и систему мер по обеспечению экологической (а значит и технологической) безопасности.
Для интенсивно развивающейся Липецкой области, эффективно работающие СЭМ, созданные по результатам проведения экологического аудита - путь к восстановлению и стабилизации экологических параметров региона.
Стало очевидным, что для сохранения своего положения в бизнесе предприятиям, предпринимателям следует учитывать экологические требования.
Это особенно важно для использования новых возможностей бизнеса, успешной конкуренции с другими предприятиями, учитывающими экологические факторы, и удовлетворения растущих экологических ожиданий внешних заинтересованных сторон (администраций, общественности, населения и др.).
Большая роль в развитии методов экологического менеджмента и экологического аудита принадлежит органам государственного управления, которые должны всячески содействовать развитию данных инструментов управления окружающей средой и стимулировать их.
Система экологического менеджмента (или СУОС) - это часть общей системы управления предприятием, включающей: организационную структуру, планирование, распределение ответственности, практические методы, процедуры, процессы и ресурсы, необходимые для разработки, внедрения, реализации экологической политики.
Принимая решение в пользу разработки и внедрения такой системы, руководители исходят как из ее преимуществ с финансовой точки зрения (экономия ресурсов и средств, повышение эффективности производства, развитие потенциальных возможностей на рынках), так и рисков, связанных с неадекватным отношением заинтересованных сторон к экологическим аспектам работы предприятия.
Экологический менеджмент - это системный подход к решению экологических проблем в повседневной деятельности предприятий и в стратегии их бизнеса.
С этой точки зрения можно выделить ряд важнейших для предприятия факторов, справляться с которыми позволяют системы экологического менеджмента, созданные по результатам экоаудита:
Законодательство и контроль его соблюдения. Органы государственного управления всех уровней усиливают контроль промышленной и хозяйственной деятельности и увеличивают санкции за нарушение («Юридические нормы "позеленели"). За нарушение требований разрешений и нормативных актов, в первую очередь в тех случаях, когда эти требования касаются ситуаций, связанных с повышенным риском для здоровья людей или долговременным ущербом окружающей природной среде, вводятся новые, все более серьезные административные и уголовные наказания. К предприятиям предъявляются требования ведения мониторинга, необходимого для подтверждения того, что они соблюдают условия выданных разрешений и требования соответствующих нормативных актов. Власти могут усилить контроль, менее охотно идти на компромиссы с предприятиями, у которых есть проблемы с выполнением условий разрешений и соблюдением нормативных требований. В некоторых случаях предприятиям приходится переносить свои производственные объекты в другое место или и идти на очень существенные капиталовложения в новое природоохранное оборудование. В качестве примера можно привести предприятия, размещаемые в ОЭЗ различного уровня на территории Липецкой области - затраты на решение экологических задач, обеспечение стабильных экологических показателей значительны и просчитываются уже на стадии проектирования. За реабилитацию загрязнения от существующих предприятий законодательство вынуждает платить, вкладывать дополнительные средства в меры социальной защиты, техперевооружение с учетом современных экологических ограничений.
Внимание заинтересованных сторон, информированность, имидж, репутация: От
предприятий ожидается, что они будут вести себя как добропорядочные граждане, с растущим уровнем внимания к решению экологических проблем. Сложилось мнение, что предприятие, не уделяющее должного внимания природоохранной деятельности, не в состоянии производить высококачественную продукцию. Финансовые институты и страховые компании, уделяют все большее внимание результативности природоохранной деятельности предприятия в процессе общей его оценки. Важным "клиентом" любого предприятия является население той местности, где оно расположено. Сегодня наиболее успешные промышленные компании придерживаются той точки зрения, что они "должны заработать " право вести свою деятельность в данном районе в глазах местного населения. Такие предприятия устанавливают высокую планку экологических стандартов для своих конкурентов.
Предприятия, которые игнорируют озабоченность местного населения проблемами загрязнения, иногда обнаруживают, что не только их заявки на получение разрешений, но и сами входы на их территорию оказываются заблокированными протестующей общественностью. Экстремальным примером такого рода является реальный случай, происшедший в Таиланде, когда толпа, возмущенная загрязнением источника питьевой воды, ворвалась на фабрику, виновную в этой аварии, и сожгла ее дотла. Однако обычно такое противостояние приводит к дорогостоящим задержкам в получении разрешений на освоение территории и строительство и к трудностям во взаимоотношениях с природоохранными органами. Споры по поводу экологической ситуации вокруг предприятия могут не только повредить его репутации, но и отвлечь внимание руководителей и работников от выполнения своих обязанностей. Аналогичные ситуации возможны и в нашем регионе с высоким уровнем техногенной нагрузки. Как пример - вопросы общественности к экологическим параметрам работы предприятий, размещаемых в ОЭЗ Федерального уровня «Липецк», региональных ОЭЗ промышленно-производственного и промышленно-сельскохозяйственного назначений («Чаплыгин», «Лев-Толстой», «Тербуны»), экологическим параметрам действующих и планируемых предприятий в создаваемых ОЭЗ туристско-рекреационного назначений.
Экологический аудит, опережающий размещение производительных сил и производств, внедрение программ развития территорий, позволил бы в значительной мере решить возникшие экологические проблемы и предотвратить негативные экологические последствия непродуманного планирования.
В глазах общественного мнения "чистые" предприятия рассматриваются как добрые соседи, заслуживающие доверие властей, потребителей, общественности. По мере повышения результативности природоохранной деятельности предприятие может рекламировать свои успехи, экологическую политику, что укрепляет его репутацию.
Другие предприятия рекламируют вторичное использование материалов или применение экологически более чистых технологий, третьи выпускают продукцию, при производстве которой используются вторичные или биологически разрушающиеся материалы, или удовлетворяют пожелания потребителей относительно уменьшения объемов опасных отходов и рекламируют свои продукты как "зеленые".
Конкурентоспособность: Не уделяя должного внимания экологическим проблемам, предприятие рискует потерять позиции в конкурентной борьбе на внутренних внешних рынках. Предприятие, не учитывающее экологические факторы, может выпускать низкокачественную продукцию, отвергаемую потребителями. Предприятия с серьезным грузом экологических проблем попросту могут оказаться выброшенными из современного бизнеса. Культура "зеленого потребления" является сегодня существенной рыночной силой. Владелец или руководитель предприятия должен уделять самое серьезное внимание экологическому менеджменту хотя бы потому, что низкая результативность природоохранной деятельности существенно уменьшит ценность работы и подорвет конкурентоспособность предприятия. К настоящему времени сформировалась постоянно развивающаяся сеть национальных и международных стандартов и требований, соответствие которым должны обеспечивать предприятия. Вполне реально, что в самом ближайшем будущем предприятия не смогут экспортировать продукцию, которая будет признана опасной для окружающей среды. Во многих отраслях промышленности прилагаются существенные усилия по сокращению выбросов, сбросов и размещения загрязняющих веществ, например, постоянно расширяется список видов продукции отходов, обращение с которыми регулируется специальным законодательством. Принимается законодательство, стимулирующее проведение экологического аудита, совершенствование используемых технологий. ВТО уделяет растущее внимание экологическим аспектам в развитии международной торговли по мере того, как экологические стандарты и учет экологических аспектов начинают носить характер общепринятой практики деловых международных отношений. Экологическое законодательство все в большей степени гармонизируется по всему миру. В самом ближайшем будущем деятельность предприятий по всему миру будет регулироваться рядом новых международных конвенций в области охраны окружающей среды.
Финансы: Предприятия, которым удается с помощью экоаудита найти эффективные способы сокращения загрязнения (стремление к экотехнологиям) могут обеспечить существенную экономию финансовых затрат и, таким образом, повысить свою конкурентоспособность. Такое поведение предприятий часто поддерживается с помощью экономических стимулов, в частности налогами и платежами за выбросы, сбросы и размещение отходов. Экологический риск может быть связан с уровнем загрязнения продукции, неприемлемым для потребителей, травматизмом или заболеваниями рабочих или местного населения. Новые возможности, которые открывает перед предприятиями экологический аудит и системы экологического менеджмента, могут заключаться, например, в сокращении потребления энергии и, тем самым, производственных издержек, в снижении загрязнения или в переработке отходов, или же в продаже продукции на рынках, которые характеризуются высокими экологическими требованиями. В качестве примера может служить компания "ЗМКорпорейшен". Объем экономии, получаемой в результате реализации программы "Предотвращение загрязнения - прибыльное дело", превышает 1 млн. долл, в год. СЭМ - это ряд планируемых и скоординированных управленческих действий, процедур, документов и регистров информации в рамках специальной структуры со своими функциями, отчетностью и ресурсами, направленных на предупреждение отрицательного воздействия на состояние окружающей среды, а также на содействие проведению мероприятий по сохранению или повышению качества окружающей среды.
Система экологического менеджмента строится по известному из управления качеством принципу: "Планируй, делай, проверяй, улучшай" (так называемый "цикл Деминга").
В процессе проведения экоаудитов на предприятиях России, установлено, что сложилось три подхода предприятий к управлению природоохранной деятельностью:
Цель СЭМ. Анализ результативности природоохранной деятельности и экологический аудит являются весьма ценными инструментами управления способствующими созданию систем управления, направленных на обеспечение эффективного достижения предприятием определенных им самим экологических целей и задач.
Для всех СЭМ характерен набор основных элементов: экологическая политика, программа действий по охране окружающей среды, организационная структура, интеграция вопросов экологического менеджмента во все аспекты повседневной деятельности предприятия, экологические процедуры.
Как разрабатывать СЭМ: Модель Деминга для управления качеством, использованная в международной серии стандартов ISO 9000, является основой для подавляющего большинства систем экологического менеджмента:
фаза планирования - определяются общие цели и задачи предприятия, а также разрабатываются методы их достижения.
фаза действий - реализуется принятый план и согласованные меры по достижению целей предприятия.
фаза оценки - меры, предпринятые в соответствии с планом, проверяются с точки зрения их технической и экономической эффективности, полученные результаты сравниваются с запланированными.
фаза корректирующих действий - выявляются и устраняются любые возможные ошибки или недостатки, после чего план может быть пересмотрен и адаптирован к изменившимся условиям, а процедуры усилены или переработаны.
С чего начать? С проведения экологического аудита. Для того чтобы уточнить представления о том, каким образом сформировать заинтересованность высших руководителей и других работников предприятия, что является первым шагом на пути внедрения СЭМ, важно иметь ответы на целый ряд вопросов:
Ответы на данные и другие вопросы появляются в процессе проведения экоаудита и по его результатам - они будут основой будущей СЭМ.
СЭМ должна быть интегрирована с системами охраны труда, техники безопасности и управления качеством, другими производственно-хозяйственными параметрами предприятия.
Управлять системой охраны окружающей среды на предприятии нужно учиться и делать это профессионально.
В заключении следует сказать следующее:
Основные положения экоаудита в Российской Федерации определяют его как предпринимательскую деятельность.
Правовые аспекты взаимодействия участников этой деятельности, в том числе экоаудиторов и экоаудиторских организаций, регулируются ГК РФ.
Кроме этого, экоаудит может быть назначен Управлением по экологическому, технологическому и атомному надзору, другими контролирующими природоохранную деятельность органами надзора, в случае выявления производственных объектов, строящихся либо построенных без заключения государственной экологической экспертизы.
Проведение экоаудита объектов, введенных в эксплуатацию без положительного заключения ГЭЭ, обязывает государственных инспекторов принимать решение о назначении обязательного экоаудита указанных объектов с последующим направлением заключения по результатам экоаудита в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области экоконтроля.
Отрицательное экоаудиторское заключение является основанием для принятия решения о приостановке строительства и прекращении хозяйственной и иной деятельности.
Таким образом, экологический аудит является реальным действенным механизмом, направленным на достижение баланса «экология-экономика», подготовку предприятий к вступлению в ВТО, оздоровление всех компонентов окружающей среды и может быть эффективным инструментом для государственных органов надзора и контроля в сфере экологической безопасности.