- Организация обучения аудиторов-экологов
- Организация аттестации аудиторов-экологов
- Экологический аудит
- Экологический менеджмент
Если вы хотите воспользоваться услугами Палаты, Вы сможете позвонить по телефону где вас подробно проконсультируют:
Сергей Боков
Генеральный директор ООО «РОСЭКОПРОЕКТ»,
Общественный представитель АСИ в Липецкой области
«Экологические инициативы должны быть не наказуемы, а приветствоваться!»
2017 объявлен в России Указом Президента №7 от 05.01.2016г - Годом Экологии.
Не так давно - 2013 г - был Годом охраны окружающей среды. Повышенное внимание властей всех уровней к экологическим проблемам не случайно: ужесточение природоохранного законодательства, «позеленение» юридических норм, разделение предприятий на категории по степени негативного воздействия, а значит уровню ответственности и т.д - составляющие единой системы реформирования экологической отрасли.
-Сергей Юрьевич, у Вас очень ответственная миссия - Вы руководитель профильной экологической организации, представляете Агентство стратегических инициатив в нашем регионе как Вы, оцениваете состояние экологической сферы сегодня и что делается, планируется для стабилизации ситуации?
Спасибо за внимание и интерес к экологии. Сегодня экологический фактор становится определяющим в жизни человека: от состояния среды обитания, а именно: чистоты воздуха, качества продуктов питания, экологичности села, где в основном формируется наш продовольственный рынок, качества питьевой воды, уровня экологичности технологических процессов, условий отдыха и оздоровления населения, экокультуры и образованности человека, в большей степени зависит наше здоровье, жизненный комфорт. Сейчас экологические проблемы обострились: закономерен и форум «Климат и защита планеты», прошедший в декабре 2015г во Франции, где представители 150 государств принимали решения о стабилизации состояния окружающей среды в мире. Т.е в здоровой окружающей среде заинтересованы все: власть, бизнес, общество, население. Также все заинтересованы в эффективном, современном, прозрачном и понятном экологическом законодательстве, увязанным со смежными законодательствами. Поэтому экологические инициативы, высказанные, в том числе, и представителями бизнес-сообщества, экологами, экспертами Липецкой области в основном приветствуются и принимаются законодателем, формирующим нормативно-правовые акты.
-Сергей Юрьевич, можете привести примеры конкретных мероприятий, направленных на повышение экологической грамотности и формирование эффективного законодательства?
На уровне области только за прошедший год РОСЭКОПРОЕКТОМ, совместно с Липецкой ТПП, ОАО «Корпорация Развития Липецкой области», Обществом охраны природы, РОСЭКООБРАЗОВАНИЕМ, Региональным центром инжиниринга организованы и поведены актуальные мероприятия, решения которых учтены в проектах законодательных актов. Хочу отметить, именно такие площадки с участием десятков предприятий, помогают в итоге совершенствовать законы, не позволяя им становиться абсурдными и противоречивыми, оторванными от реалий, а значит - не эффективными. Это, к примеру, межрегиональный форум «Бизнес и среда обитания», круглые столы для инвесторов и промышленников на базе ОЭЗ ФУ «Липецк», не менее 10 обучающих курсов и тренингов и др. Активную позицию в этом отношении занимает управление экологии области, отзываясь практически на все мероприятия и встречи с природопользователями. Это однозначно дает положительный эффект: анализ показывает, что на большинстве предприятий области организованы службы охраны окружающей среды, назначены ответственные за обеспечение экологической безопасности, следовательно и руководители стали более ответственно (не по остаточному принципу) решать экологические задачи и проводить грамотную экологическую политику: осуществлять экологический контроль с привлечением аттестованных аккредитованных лабораторий (к примеру Роспотребнадзор, ФБУ «ЦЛАТИ»,
ООО «АРМ-центр», ЛГЭК, Госкомсвязьавтоматика). Это важно, т.к реформы, определенные Законом, отдают приоритет экологически ответственным природопользователям и предусматривают методы как экономического стимулирования, вплоть до освобождения от экологических платежей в зачет внедрения природоохранных мероприятий, так и приостановку деятельности до закрытия объектов при несоблюдении требований.
-Сергей Юрьевич, а есть у Вас предложения-инициативы по решению городских экологических проблем?
Инициативы вырастают из повседневности: как специалист и в то же время обыватель, проживая в городской среде задумываешься, чем мы хуже, например, Питера, Хельсинки? Что нам мешает применять экологически щадящие противогололедные материалы - например, гранитную крошку с повторным ее использованием? Городу Липецку необходима снегоплавильная станция с очистными сооружениями (сейчас грязная ядовитая масса снега с песко-соляной смесью и нефтепродуктами поступает в окружающую среду, отравляя ее). Реализовав эти 2 инициативы уже будет достигнут значительный, очевидный экологический эффект.
Другой пример: город имеет уникальны природный объект - Каменный Лог. В настоящее время - это заброшенный, заросший овраг, замусоренный, куда без очистки сбрасывают стоки прилегающие предприятия. Лог - сточная канава, по которой вода поступает прямо в р. Воронеж. Много раз звучали прожекты по обустройству объекта, а «воз и ныне там». Каменный Лог - подарок природы, если реализовать природоохранный и спортивно- оздоровительный проект по его обустройству, а предприятия строго обязать чистить свои стоки - и жители и природа будут благодарны и получим оригинальный туристический объект. Техногенно-перегруженный Липецк нуждается в зеленых зонах. Наконец-то, с созданием городского лесничества принято решение о приведении в порядок пригородных лесов - это ждали много лет.
И конечно, области в целом необходимо незамедлительно приступать к реконструкции (модернизации), строительству новых очистных сооружений. Сброс неочищенных или недостаточно-очищенных сточных вод в водные объекты преступно (по статистике чуть более 3% сбрасываемых стоков очищены до требуемых показателей!).
-Сергей Юрьевич, вы как общественный представитель АСИ в Липецкой области проявляете инициативу, предложения по оптимизации работы природопользователей и специально уполномоченных органов в сфере экологии?
Сегодня необходим комплексный подход к созданию благоприятной экологической среды: и в плане увязки между собой законодательств и подзаконных актов, и в плане кадровой политики, грамотной экополитики на предприятиях, экологического образования, разумной общественной инициативы и конечно взаимопонимания в оптимизации работы структур - администраторов и регуляторов природоохранной деятельности и природопользователя. Сейчас уже принято постановление правительства об отнесении предприятий к соответствующей категории (1-4) в зависимости от степени негативного воздействия, следующие шаги - постановка их на учет в госструктурах. Исходя из этого, должны быть и оптимизированы (упрощены, сокращены) регламенты по рассмотрению экологических документов в этих органах, пересмотрены «узкие» сроки предоставления экологической отчетности. И, как сказал Президент В.В. Путин, контролер должен быть прежде всего консультантом: т.е. при осуществлении контрольно-надзорных мероприятий нужно давать грамотную консультацию и реальные сроки по решению проблем в экологической сфере на конкретном предприятия.
Минприродой вводится новая система управления отходами, совершенствуется институт нормирования, планируется выпустить новые Правила охраны поверхностных вод, запланировано внедрение института экологического аудита. В рамках реализации резолюции Климатического форума (Париж, декабрь 2015г) Россия в т.ч. и Липецкая область, приступили к реализации мероприятий по сокращению выбросов парниковых газов. В то же время досадно, что в ближайших планах министерства нет целевых программ по развитию институтов экологического образования, решения вопросов кадровой политики, от которых, в значительной мере, зависит эффективность намеченных экореформ. По моему убеждению, а жизнь это подтверждает, нужен отдельный ФЗ «Об экологическом образовании».
К примеру, практика развития Липецкой области, в том числе по созданию ОЭЗ различного уровня показывает, что экологически образованные инвесторы, изначально грамотно выстраивающие экологическую политику, не испытывают проблем и кризисов предпроектного и проектного и послепроектного периода, неоправданных рисков (как финансовых, так и моральных) и достигают планируемых целей с полнотой и качеством, соответствующими природоохранному, санитарно-эпидемиологическому,
градостроительному и смежным законодательствам РФ.
В заключении необходимо сказать что мы должны строить долгосрочную экологическую политику в соответствии с разработанным проектом Стратегии экологической политики РФ до 2025г, которая обозначила внутренние вызовы экологической безопасности: преобладание ресурсоемких, ресурсодобывающих отраслей, высокую степень износа оборудования, низкий уровень модернизации и затрат на экологию, большое число опасных производственных объектов и не ликвидированных объектов накопленного экологического ущерба. Над этими основными проблемами и надо работать, поэтапно реализуя целевые программы, внедряя экологическое нормирование на принципах НДТ со стороны природопользователей и риск-ориентированную модель деятельности органов надзора и контроля, с концентрацией усилий на объектах высокого риска. При этом кадровая политика, подготовка профильных специалистов в сфере экологии - приоритетная задача.