- Организация обучения аудиторов-экологов
- Организация аттестации аудиторов-экологов
- Экологический аудит
- Экологический менеджмент
Если вы хотите воспользоваться услугами Палаты, Вы сможете позвонить по телефону где вас подробно проконсультируют:
НОУ ДПО «РОСЭКООБРАЗОВАНИЕ»
Директор, аудитор-эколог, почетный работник охраны природы, e-mail: eco-lm@mail.ru
Приведены основы Хартии Земли как глобального документа и инструмента устойчивого развития; обозначены принципы устойчивого развития и роль экологической культуры и экологического образования в реализации принципов. Обобщен 15-летний опыт Республики Татарстан как единственно региона в мире,
практически реализующего Хартию Земли.
Земля - основа существования человечества. Не все знают, что есть такой документ глобального характера «Хартия Земли». Это декларация, защищающая права Земли (а значит - человечества!) и основанная на принципе экологической целостности и морально-этических ценностях, являющихся основой для построения мирного, справедливого, ответственного за жизнь на Земле общества, т. е. для устойчивого развития, предполагающего сбалансированность 3-х составляющих: Экологии-Экономики-Общества.
Мир уязвим. Перед человечеством стоит выбор: идти по пути дальнейшего потребительства, наживы, уничтожительной политики по отношению к природе или объединиться ради устойчивого развития.
Не удивительно, что этим озабочены все от Далай-Ламы и Рокфеллера и Мориса Стронга (председателя Совета Земли) до Михаила Горбачева (Президента и основателя Международного Зеленого Креста), Барака Обамы и Владимира Путина, который, понимая важность и глобальность экологической проблемы и роль и ответственность России в ее решении, назначает и 2013 и 2017 Годами Экологии в России.
История Хартии Земли начинается с 1987г, когда впервые термин «устойчивое развитие» стал ассоциироваться с этическими нормами ответственного поведения, культуры, управления и права. В 2002г документ был принят ЮНЕСКО и рекомендован для образовательных программ. Сейчас качество жизни в экологическом измерении, экологическая культура общества понимается и принимается всеми, но из-за политических приоритетов недооценены.
Хартия Земли - «корона», венчающая все экологические документы.
Через призму Хартии Земли должны строиться планы развития, разрабатываться проекты, законы и политические программы, учитывая основы Хартии: Уважение и заботу о живом сообществе; Экологическую целостность; Социальную и экономическую справедливость; Демократию, ненасилие и мир.
70 сессия Генассамблеи ООН 25.09.2015г стала важнейшим этапом в реализации принципов Хартии Земли и достижении целей мирового устойчивого развития: 17 целей (и 169 задач) носят комплексный и неделимый характер Они рассчитаны для реализации на 15 лет (до 2030г) и направленны на обеспечение сбалансированности всех трех компонентов устойчивого развития экономического, социального и экологического:- Повсеместная ликвидация нищеты во всех её формах
Руководствуясь этими целями, каждый регион России должен принять у себя соответствующий Кодекс (Программу, Проект и т.п.) и комплексно развиваться через призму принятого документа, основанного на принципах Хартии Земли и 17 целях устойчивого развития.
Для успешной реализации нужны четкие знания, причем в процесс образовательной экологизации должны быть вовлечены все слои населения (от детей младшего возраста до активной работающей части общества и пенсионеров), производственники (не зависимо от занимаемой должности и подразделения), депутатский корпус, государственные и муниципальные служащие и чиновники высшего звена, специально уплномоченных в области экологии органов, от которых собственно и зависит принятие тех или иных управленческих и организационно-технических решений.
Ясно, что при сложившейся ситуации, как экономической, так и политической процесс всеобщей экологизации будет не скорым. Но так же ясно, что экология - это платформа, на основе которой в конечном итоге, произойдет объединение человечества (а не по политически или экономическим соображениям). Борьба за
природные ресурсы (воду, землю, воздух и тд) выходит на передний план и становится глобальной и определяющей.
В нашей стране практический опыт реализации принципов Хартии Земли уже имеется: первый в мире регион практического применения,
экспериментальной площадкой реализации принципов Хартии Земли стал Татарстан, который уже 15 лет работает, руководствуясь принципами этого определяющего документа. Наращивание экономического потенциала на основе инновационных, «зеленых» технологий и стандартов, решения проблем экологии, стремления к неистощительному, рациональному природопользованию, практической, научной, академической работы по предотвращению экологических вызовов и угроз, повышения благосостояния и улучшения здоровья населения, сохранения культурного наследия, поддержания здорового образа жизни и т.п - итоги 15 летней работы, подведенные на Международной научно-практической конференции, которая организована и проведена Госсоветом Республики Татарстан (РТ) и общественной организацией «Татарстан - новый век» 27-28 октября 2016г. в г. Казань.
Слагаемые успеха: оздоровление водного бассейна (РТ - самый многоводный регион Приволжского ФО), решение проблем мегаполиса - одно из направлений Госпрограмма по развитию рынка газомоторного топлива, позволяющая снижать выбросы от автотранспорта на 13 тыс.т. ежегодно, экологические приоритеты при укрупнении и размещении производств, экология межконфессионального общения (в РТ накоплен уникальный опыт взаимодействия между народами, этническими группами, конфессиями ), развитие культуры, экологического образования, науки и общественного экологического движения.
Основоположником, руководителем и идейным вдохновителем реализации принципов и правил Хартии Земли и возрождением культурного и духовного наследия стал первый Президент Татарстана Минтимер Шаймиев, который и сейчас активно содействует устойчивому развитию РТ. Продолжает это движение к «будущему, которое мы хотим» председатель Госсовета республики Фарид Мухамедшин и его команда, которые дают «зеленый свет» различным экологическим направлениям, как в производственной и образовательной сфере, так и организациям, движениям, деятельность которых направлена на развитие экологической культуры, формирование экологически ориентированного мировоззрения с детства, реализацию эколого-социальных проектов.
Особо следует отметить активное, совместное участие в форуме представителей двух основных конфессий Татарстана православной и мусульманской, которые выразили свои позиции и единение в решении задач устойчивого развития. Представитель православной церкви Владыка Феофан сказал, что основы Хартии Земли заложены в Библии и Коране: Бог создал Небо и Землю и сказал: выбирайте. Я предлагаю вам Жизнь. Жизнь в гармонии с Природой.
Отмечено, что принятие постановления в 2005г о Проекте Хартии Земли в РТ и шаги, решения по ее реализации - трудный, затратный и, как на начальных этапах казалось, неблагодарный труд. Но результат - налицо, РТ есть чем гордиться и делиться опытом экологических и социально-культурных преобразований. 30 нормативно-законодательных актов в области охраны окружающей среды позволяют осуществлять рационализацию природопользование, долгосрочные экологические Программы, на которые ежегодно из бюджета выделяется более 15 млрд. руб. Как сказал Фарид
Мухамедшин - председатель Госсовета, «самая большая сложность в процессе практической реализации Хартии не только в том, чтобы изменить экологию к лучшему. Гораздо труднее изменить сознание людей, навсегда закрепить в нем идеи добра, справедливости, ответственного отношения к окружающему миру. Это длительный и сложный процесс, невозможный без участия в нем институтов гражданского общества».
У нашего региона, Липецкой области, есть все предпосылки, возможности, кадровый и бизнес потенциал для построения модели эколого-социального и экономического развития на принципах устойчивого развития. Первые шаги, учитывая опыт Татарстана, должны начинаться с принятия Экологического Кодекса, создания Экологического или Координационного Совета по экологии при губернаторе, а планы социально-экономического развития региона, развитие образования, права, разработка природоохранных Программ и проектов, должны проходить через приверженность курсу на достижение высокого качества жизни населения, через призму Хартии Земли - глобального документа, принятого ЮНЕСКО.
Чтоб реализовать цели устойчивого развития, продекларированные на различных уровнях и площадках необходимо сформировать сообщество с устойчивым экологическим мировоззрением с высочайшим уровнем экологической культуры. Образование - самая выгодная инвестиция. В древнегреческом городе Дельфы на стене сохранились изречения: «Познай самого себя», «Ничего сверх меры», «Мера - важнее всего», «Всему свое время», «Главное в жизни - конец», «Худших везде большинство», «Ни за кого не ручайся». Приближая эти мудрости к реальности, что можно добавить? Это и есть основополагающие принципы устойчивого развития. А в современном изложении можно выстроить такую пирамиду:
Учиться
Учиться, чтобы знать
Учиться, чтоб уметь
Учиться, чтобы жить
Учиться, чтобы жить вместе!
Именно, как жить вместе в мире между собой и в полной гармонии с Природой и нужно учиться, разносторонне, разнопланово и непрерывно. А поскольку все мы живем в едином экологическом пространстве, которое требует незамедлительного улучшения, именно экологическое образование, воспитание, культура поведения в среде обитания играют ключевую роль. Мировым сообществом признаны основы устойчивого развития: экология, экономика, культура.
Интерес к изучению экологических процессов растет - он вызван ухудшением состояния окружающей среды - наступил системный кризис. Это побуждает пересмотреть взгляды на взаимоотношения человека и природы на основе экологических этических норм (культурная эволюция). Современное общество уже знает, где можно ожидать негативные последствия своей деятельности в природе, но не связывает это знание с личной и коллективной ответственностью и последствиями.
Сегодня в экологическом образовании преобладает информационно- справочный подход, в то время как требуется формировать представление о направленности практической деятельности не на эксплуатацию природы и ее потенциала, а на ее сохранение для процветания общества. В современное обучение, особенно экологическое, необходимо внедрять ситуационное моделирование по созданию, например, экополисов - экологически и социально совершенных городов, разработке программных модулей решения задач в случае техногенного загрязнения при авариях на нефтепроводе, канализационном коллекторе, заводе, АЗС, птицефабрике, элеваторе и т.п. При этом должно быть соединение бизнеса, производства и образования. У образовательных и научных учреждений на разработку модульных обучающих систем, с учетом эколого-природоохранного аспекта, недостаточно
финансирования, поэтому бизнес должен самостоятельно обучать собственные эколого-технические службы действиям по предотвращению или
результативной оперативной ликвидации различных ЧС, связанных с загрязнением окружающей среды или заказывать в учебных и научных учреждениях (на основе софинансирования и тп) обучающие модули и направлять на подготовку в эти учреждения своих профильных специалистов- экологов, технологов, руководителей.
Что касается экологического обучения и просвещения в семье, детсадах, школах: приемлемо, помимо традиционных эколого-воспитательных акций, игр, квестов, конкурсов, субботников, флеш-мобов, тренингов и тд, и использование тех же ролевых компьютерных игр (по возрасту): как экологически грамотно и гармонично вести себя в быту, лесу, на водоеме, море, даче, в поле и т.д. Т.е это детско-юношеское ситуационное экомоделирование. Это жизненно необходимо, полезно и как весомая альтернатива заполонившим сознание детей агрессивнопсихологическим, разрушительным играм и фильмам, которые настоятельно учат «убивать», загрязнять не только природу, окружающий мир, но и уничтожать друг друга и саму жизнь на Земле.
И конечно, как аксиома - максимально и постоянно необходимо натурное (с целевыми выездами на природные объект, ООПТ различного значения, экомаршруты, экотуризм и др.) воспитание и просвещение, исследования и обследования, продвижение политики (принуждение!) к природолюбию. Это позволит детям, молодежи вырабатывать определенный уровень саморегулирования, самоконтроля, действий по устранению имеющихся негативных последствий и предотвращению появления новых. Нельзя научить любить и беречь то, чего ты не видишь, не понимаешь, не ощущаешь, а все знания о природе сводятся лишь к выездам на шашлыки и банальным субботникам.
Список литературы
Центр экологической политики и культуры. Хартия Земли в России. Брошюра, М., ЦЭПиК, 2009.-14
Шмаль А.Г. Основы общей экологии. Монография, Бронницы, МУП «БНТВ»,2012.,- 342
Сборник материалов международной научно-практической конференции «Хартия Земли - практический инструмент решения фундаментальных проблем устойчивого развития», Сборник, Казань., Татарское книжное из-во, 2016.-523